Первый в России газотурбовоз испытан на СвЖД
Газотурбовоз ГТ1h-002 – первый серийный российский локомотив на газомоторном топливе, который проходит на Свердловской железной дороге программу испытаний в условиях реальной эксплуатации. В конце мая он успешно провел поезд массой 9 тыс. тонн на участке Сургут – Войновка протяженностью почти 700 км.
Основной задачей опытной поездки была проверка технико-экономических, технологических и экологических характеристик газотурбовоза на северном неэлектрифицированном полигоне Свердловской магистрали, где в перспективе планируется организовать эксплуатацию такой техники. Прорабатывается технология организации перевозочного процесса, когда составы весом 9 тыс. тонн с углеводородными грузами с севера Тюменской области будут вывозиться на газотурбовозной тяге до станции Войновка, а далее их без переформирования поведут по Транссибу мощные трехсекционные электровозы «Гранит».
Главное преимущество газотурбовозов относительно других типов локомотивов – возможность развивать значительную мощность при сравнительно небольших размерах и массе. При этом даже при полной проектной нагрузке ГТ1h развивает скорость до 100 км/ч. Работает газотурбовоз на сжиженном природном газе (СПГ) – топливе, отвечающем самым высоким экологическим стандартам. Показатели выхлопа газотурбинного двигателя соответствуют европейскому экологическому стандарту Евро-5, а уровень внешнего шума укладывается в действующие санитарные нормы.
Поездка подтвердила возможность эксплуатации газомоторных локомотивов с поездами 9 тыс. и более тонн на участке Сургут – Войновка без дозаправки на промежуточных станциях. Для регулярного движения необходимо создать соответствующую инфраструктуру – комплексы по производству сжиженного природного газа (СПГ) и специальные пункты для заправки им подвижного состава (пока единственный такой комплекс функционирует под Екатеринбургом).
Применение СПГ в качестве дешевого и экологически чистого топлива для локомотивов – одно из перспективных направлений реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД». Данная технология позволяет снизить затраты на приобретение дорогостоящего дизельного топлива и, как следствие, добиться снижения себестоимости перевозок грузов.
Газотурбовоз – наиболее эффективный тип тягового подвижного состава: при цене, сопоставимой с традиционными локомотивами, расчетная стоимость его жизненного цикла (совокупные издержки за весь срок службы) ниже на 20 %.
ГТ1h – полностью российская разработка, которую в перспективе планируется серийно выпускать на Людиновском тепловозостроительном заводе.