На совместной конференции УТЗ – Ротек — Зульцер в Екатеринбурге обсудили тренды в отечественной энергетике
30-31 мая 2019 г. Екатеринбург стал площадкой обсуждения подходов к реализации ДПМ-2 и перспективных разработок для энергетиков. Научно-техническую конференцию «Модернизация энергетики РФ. Вызовы. Тренды» организовали Уральский турбинный завод (холдинг РОТЕК) и Зульцер Турбо Сервисес Рус. Участники конференции — представители генерирующих, энергомашиностроительных предприятий, научно-исследовательских и отраслевых институтов России, Беларуси и Казахстана.
Елена Анатольевна Медведева, заместитель директора департамента оперативного контроля и управления в энергетике Минэнерго РФ в своем докладе отметила: «Перед отраслью остро стоит проблема устаревания основных фондов, поэтому мы выходим на поэтапную модернизацию. Наша задача не просто увеличить ресурс оборудования, а повысить эффективность. Поэтому основной тренд отрасли – цифровизация: эффективность должна вырасти за счет внедрения современных автоматизированных систем, цифровых технологий. Компетенции в России есть».
О внедрении передовых цифровых технологий как одном из важнейшем условий говорил и директор Ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрий Евгеньевич Вологжанин. Он отметил, что в России потребность в электроэнергии в ближайшие пятнадцать лет вырастет на 30%. При этом, учитывая российские реалии, традиционная тепловая энергетика сохранит свою ведущую роль. На сегодня модернизация тепловых мощностей дешевле новой стройки и остается существенно эффективнее ВИЭ. Реализация программы модернизации электрических станций позволит существенно увеличить парковый ресурс, улучшить технико-экономические характеристики оборудования. Также, программа модернизации обеспечит долгосрочными заказами предприятия отечественного энергомашиностроения.
Сергей Иванович Пасечник, главный инспектор АО «Техническая инспекция ЕЭС» в своей презентации в цифрах обозначил основные вызовы стоящие перед энергетической отраслью касающиеся паровых и газовых турбин: Из 1431 паровых турбин, находящихся сегодня в эксплуатации в России, за пределами паркового ресурса находится свыше 60% машин (85 % составляют турбины отечественного производства и 15 % — турбины иностранного производства). Особенно остро эта проблема стоит перед паровыми турбинами с рабочим давлением до 100 кг/см2, эксплуатация которых ввиду морального устаревания и низкой экономичности нецелесообразна. Доля таких турбин по установленной мощности составляет приблизительно одну треть. В ближайшие годы потребуется проводить замещение паровых турбин большой единичной мощности иностранных производителей представленных на территории Российской Федерации. Наиболее ярким представителем в этой категории является Турбоатом (Украина) общая установленная мощность паровых турбин которого составляет 37,8 ГВт. Газовые и паровые турбины импортного производства работающие в составе парогазовых установок имеют значительно более высокую стоимость затрат на ремонт и техническое обслуживание по отношению к турбинам отечественного производства. Выход на серийное производство отечественных газовых и паровых турбин большой мощности последнего поколения, работающих в цикле ПГУ, локализация в Российской Федерации изготовления наиболее значимых элементов газовых турбин – компонентов горячего тракта (камеры сгорания топлива, лопаток турбин) и систем управления, а также развитие сервиса по ремонту этого оборудования позволит значительно снизить затраты на обслуживание и повысить востребованность парогазовых установок российского производства.
Учитывая этот факт, серьезное обсуждение на конференции вызвали вопросы реализации программы ДПМ-2, а также в целом модернизации существующего парка машин. УТЗ представил разработанные пакеты модернизации на наиболее распространенные типы турбин, эксплуатируемые сегодня на отечественных станциях. «Мы готовы провести модернизацию с разной степенью глубины. При этом речь не идет о простой замене узлов. С учетом опыта работы оборудования и возможностей современных систем моделирования и расчетов мы всегда конструктивно совершенствуем заменяемые узлы, а также оснащаем машины новыми системами автоматизации и защиты», — отметил заместитель главного конструктора завода Артем Альбертович Ямалтдинов.
Отраслевому сообществу Уральский турбинный завод представил свои новые разработки, в частности проект турбины Кп-77-6,8 с осевым выхлопом. Четыре таких турбины УТЗ изготавливает для строящихся мусоросжигательных заводов Подмосковья. База новой турбины универсальна и пригодна для разработки и изготовления турбин мощностью до 100 МВт, предназначенных для работы в составе заводов по утилизации ТКО, а также для традиционной энергетики в составе парогазовых и паросиловых установок. Конструкция турбины надежна и эффективна, а также имеет «изюминки», облегчающие её обслуживание. Новая турбина, как и все современные разработки завода, спроектирована с использованием технологии «Цифровой макет изделия», благодаря чему срок выполнения базового рабочего проекта составил всего 8 месяцев, что на сегодняшний день является практически рекордом для машин подобной сложности.
«Наши перспективные проекты, над которыми мы сейчас работаем, – конденсационная турбина К-350, турбина малой мощности на раме в заводской готовности, ряд других перспективных и нужных энергетическому рынку объектов. В целом отмечу, что за счет модульного подхода к проектированию с унификацией ряда узлов, внедренным цифровым макетом изделия и единым расчетным комплексом, мы сокращаем сроки проектирования и полного изготовления до 10-12 месяцев», — поделился с собравшимися планами Михаил Степанов, заместитель главного конструктора УТЗ.
Также в ходе конференции обсуждался опыт завода как EPC-подрядчика, инновации в системах управления.
Ещё одной темой, важной для отрасли и затронутой на конференции, стала эксплуатация энергетических газовых турбин большой мощности. В части проведения сервисного обслуживания таких ГТУ Зульцер Турбо Сервисес Рус является крупнейшей независимой компанией. В докладах специалистов Зульцер были освещены темы модернизации наиболее популярной в РФ индустриальной газовой турбины Siemens V94.2 (ГТЭ-160), планы по производству частей горячего тракта, текущее состояние локализации сервисного обслуживания также распространённой в России ГТУ GE Frame 6Fa.
Во второй день участники конференции посетили цеха УТЗ и Центр восстановления деталей горячего тракта газовых турбин Зульцер Турбо Сервисес Рус. Они познакомились c технологическими возможностями компаний, ходом производства по текущим заказам.
Игорь Сорочан, генеральный директор АО «Уральский турбинный завод»: «Конференция совместно с партнерами, заказчиками, научно-исследовательскими институтами обязательно даст толчок дальнейшему развитию научной и технической мысли. Для нас важно не стоять на месте, а развиваться, выводить на рынок новые, современные модели турбин, предлагать решения по повышению надежности находящегося в эксплуатации оборудования».
«В эти два дня работы конференции участники обсудили современные тренды в энергетике, актуальные для отрасли сегодня. Здесь важно работать в команде, в сообществе и совместно обсуждать стоящие перед нами задачи. В части сервисного обслуживания индустриальных газовых турбин мы, безусловно, достигли определённых результатов, уверенно смотрим вперёд и постоянно ведём работу по разработке новых продуктов. Это позволит соответствовать ожиданиям наших Заказчиков, предлагая решения, востребованные рынком», — отметил генеральный директор ООО «Зульцер Турбо Сервисес Рус» Олег Шевченко.
Справочно: Научно-техническая конференция УТЗ проводится в пятый раз. В этом году помимо УТЗ организатором форума выступила компания Зульцер Турбо Сервисес Рус. В конференции приняло участие 138 человек. Было представлено 34 доклада от компаний АО «УТЗ», АО «РОТЕК», ООО «Зульцер Турбо Сервисес Рус», ОАО «НПО ЦКТИ», Уральского энергетического института УрФУ, НПО «ЭЛСИБ», АО «ЭЛАРА», ООО «Ракурс-инжиниринг», ООО «Прософт-Системы», АО «Уралэнергоремонт», ООО «Продуктивные Технологические Системы», ООО «ПНЕВМАКС», ООО «НПП «Вибробит», ООО «Модульные Системы Торнадо», ООО «ИНКОНТРОЛ», АО «ТЕКОН-Инжиниринг».