«Северсталь» отказалась от обкатки на своей ТЭЦ первого образца газовой турбины ГТЭ-65 «Силмаша»
«Северсталь» не будет устанавливать первый головной образец газовой турбины ГТЭ-65 производства «Силовых машин» на собственную ТЭЦ-ПВС для энергоснабжения Череповецкого металлургического комбината, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники, отмечая, что информацию подтвердили в обеих компаниях. Основной акционер «Северстали» и «Силмаша» — Алексей Мордашов. Исходно предполагалось, что ГТЭ-65 будет поставлена на ТЭЦ «Северстали» в конце 2024 года для обкатки перед выходом в серийное производство.
В «Силмаше» и «Северстали» утверждают, что приостановка проекта — совместное решение. В «Северстали» «Коммерсанту» пояснили, что после совместных проработок решили «обеспечить генерацию в сопоставимом объеме за счет других мероприятий, в том числе программ модернизации и реконструкции». «Решение принималось для повышения эффективности капвложений в условиях нестабильной конъюнктуры», — добавили в «Силмаше». Планируемый срок готовности головного образца ГТЭ-65 — конец 2024 года. Проект прекращен в связи с оптимизацией бюджета и CAPEX «Северстали» в 2022 году, уточнил источник газеты, но к нему могут вернуться. «Северсталь» находится под блокирующими санкциями США и за девять месяцев 2022 года сократила выпуск стали на 8% год к году.
«Силмаш» вряд ли сможет найти другую площадку для обкатки первого образца турбины, считают три собеседника «Коммерсанта». По их мнению, единственный вариант — установить машину на одном из энергоблоков «Т Плюс»: энергокомпания планировала ставить турбины ГТЭ-65 на Саратовской ТЭЦ-1 и Пермской ТЭЦ-14, но контракт с «Силмашем» еще не подписан. В «Силмаше» изданию сказали, что «находятся в стадии обсуждения условий». В «Т Плюс» не ответили на запрос, отмечает «Коммерсант».
С коммерческой точки зрения ставить на ТЭЦ пилотный образец турбины — достаточно рискованно, предупреждает Олег Дудихин из Kept, слова которого приводит газета. Он считает, что энергокомпании надо быть готовой к частым остановам турбины и долгим простоям. Опытная эксплуатация выявляет большое количество «детских болезней», к тому же для пилотных образцов еще не сформирована система сервисного обслуживания и поставки запчастей. Эти обстоятельства могут быть использованы в качестве аргументов для значительного торга за сумму контракта с производителем, полагает аналитик, несмотря на возможность отмены штрафов за просрочку ввода.