Россия и Иран обсудили партнерство в ТЭК, в т.ч. объединение энергосистем и передачу газотурбинных технологий
Иран заинтересован в строительстве ТЭС и возобновляемой генерации, Россия — в газотурбинных технологиях, вплоть до налаживания совместного производства. Министры энергетики РФ и Ирана Н. Шульгинов и А. А. Мехрабиан провели рабочую встречу в г. Москва.
Об этом Минэнерго РФ сообщило 20 декабря 2022 г. В ходе встречи министры обсудили вопросы взаимодействия России и Ирана в сфере топливно-энергетического комплекса. Одной из тем встречи стал проект по объединению энергосистем России, Азербайджана и Ирана.
Н. Шульгинов отметил, что необходимо активизировать работу в этом направлении. По словам российского министра, одним из приоритетных вопросов, который необходимо учитывать при реализации проекта, является обеспечение надежности энергосистем России и Ирана и устойчивость их параллельной работы. Напомним, что в ноябре 2022 г. А. А. Мехрабян сообщил, что Иран, Азербайджан, Армения и Россия в ближайшее время реализуют план обмена электроэнергией. Тогда глава Минэнерго Ирана пояснял, что первоначальная синхронизация с энергосистем Ирана и России выполнена, реализованы технические мероприятия для общей синхронизации электросетей между Ираном, Азербайджаном, Арменией и Россией. Возможность обмена электроэнергией Иран и Россия рассматривали в течение многих лет, предварительная договоренность об объединении электросетей была достигнута в 2016 г., в краткий период, пока Иран не находился под западными санкциями в связи с заключением Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Тогда рассматривалось использование в качестве связующих стран Азербайджана в одном из вариантов, а также Армении и Грузии — в другом.
В ноябре 2016 г. замминистра энергетики Ирана Х.Фалахатиан сообщал, что в случае создания инфраструктуры, существует возможность обмена между Ираном и Россией через Азербайджан до 500 МВт. Кроме того, в качестве перспективных направлений сотрудничества 20 декабря 2022 г. министры обсудили текущий статус реализации проекта ТЭС Сирик в Иране, а также взаимодействие в сфере электросетевого хозяйства. Мощность ТЭС составит 1400 МВт (4 паросиловых блока по 350 МВт). Договоренность о реализации проекта по ТЭС Сирик в провинции Хормозган на юге Ирана была достигнута президентами России и Ирана В. Путиным и Х. Роухани еще в ноябре 2015 г.
В феврале 2017 г. открылась строительная площадка ТЭС Сирик, но проект затормозился из-за смены подрядчика с российской стороны. О начале практической реализации проекта Х. Роухани объявил в июне 2021 г., после того, как несколькими неделями ранее была достигнута договоренности с новым российским подрядчиком. Проект полностью финансируется через российский экспортный кредит в размере 1,4 млрд евро.
Неофициально сообщалось, что занимавшийся проектом Технопромэкспорт посчитал эту сумму недостаточной и покинул проект, а ему на смену пришли Силовые машины.
По сообщению Минэнерго РФ, иранские партнеры обозначили интерес к взаимодействию в сфере строительства ТЭС и возобновляемой генерации, а также к совместным проектам на территории Ирана с использованием российского энергетического оборудования. В свою очередь, российские компании заинтересованы в сотрудничестве с иранскими партнерами в сфере передачи газотурбинных технологий и налаживанию их совместного производства в России.
По словам Н. Шульгинова, здесь есть большой потенциал для взаимодействия. Проблемы с газовыми турбинами большой мощности (ГТБМ) в России остро встали после выхода западных производителей из российских СП, где не было обеспечен достаточный уровень локализации. Так, 16 декабря 2022 г. гендиректор Современные технологии газовых турбин (СТГТ, СП Силовых машин и Интер РАО, ранее его акционером был Siemens) А. Лебедев сообщил, что предприятие полной локализации турбин Siemens своими силами достичь не сможет и нуждается в технологических партнерах.
Иранская Mapna в межсанкционный период сотрудничавшая с Siemens, сумела полностью локализовать производство ГТБМ и усовершенствовать технологию, став крупным производителем газотурбинного оборудования. Технологическое сотрудничество с Mapna могло бы стать для России возможность решить проблемы с модернизацией устаревших ТЭС и проведением плановых ремонтов действующих турбин.
В мае 2022 г. министр торговли, промышленности и шахт Ирана Р. Ф. Амин сообщил, что Иран готов проводить с Россией бартерные сделки по обмену продукции металлургии на автозапчасти и газовые турбины. Тогда уточнялось, что несколько иранских компаний подписали контракты на поставку или ремонт газовых турбин, эксплуатирующихся на российских электростанциях.
В октябре 2022 г. появилась информация, что Иран и Россия подписали экспортное соглашение о поставке 40 газовых турбин в Россию. Соответствующий комментарий управляющего директор Иранской газовой инжиниринговой и девелоперской компании (IGEDC) Р. Ношади приводило агентство IRNA. Однако в середине ноября 2022 г. директор Департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга РФ М. Кузнецов на совещании в Совфеде по поводу импортозамещения сообщил, что представители Ирана не подтвердили информацию о поставках в Россию 40 газовых турбин.
М. Кузнецов тогда сообщил, что Минпромторг рассчитывает, что существующий спрос будет удовлетворен российскими решениями. Разработкой отечественных ГТБМ занимаются Силовые машины (модели ГТЭ-65 и ГТЭ-170) и входящая в Ростех Объединенная двигателестроительная корпорация (ГТД-110М), выпуск которых запланирован на 2024 г. Однако мощности предприятий по выпуску ГТБМ сильно ограничены.