Турбинные масла TAIF RAVE для газовых турбин
И. А. Степанков – ООО «С-Техникс»
Р. В. Ахметов – ООО «ТАИФ – Смазочные материалы»
Активный уход с российского рынка крупных зарубежных производителей смазочных материалов, а также государственная программа импортозамещения вынуждает генерирующие компании и прочие предприятия, владеющие парком зарубежного динамического оборудования (паровые и газовые турбины, насосно-компрессорное оборудование) прорабатывать переход на турбинные масла российского производства.
Одним из отечественных производителей современных турбинных масел для импортных газовых турбин является компания ООО «ТАИФ-Смазочные материалы» с серией турбинных масел TAIF RAVE, которая совместно с федеральным дистрибьютором ООО «С-Техникс» проводит техническую работу по импортозамещению масел, используемых в генерирующем оборудовании импортного производства.
Турбинные смазочные материалы TAIF RAVE (нефтяное) и TAIF RAVE PAO (синтетическое) производится на основе отечественного базовых компонентов, завод находится в г. Нижнекамск, Республика Татарстан. Турбинное масло TAIF RAVE соответствует требованиям основных производителей газотурбинного оборудования, таких как Siemens, General Electric, Solar Turbines, Ansaldo Energia и другие.
ООО «ТАИФ-СМ» — первый и единственный в России производитель полиальфаолефиновых масел (ПАОМ) ориентирован на замещение на российском рынке импортных высокоэффективных масел и смазочных материалов. Усовершенствованная техническая и технологическая база Завода синтетических масел (бренд Taif Lubricants), а также собственная научно-исследовательская платформа позволили создать в Нижнекамске инновационное производство, продукция которого не уступает зарубежным аналогам.
Таблица 1. Свойства турбинных масел серии TAIF RAVE
TAIF Rave PAO 32 |
TAIF
Rave 32 |
TAIF Rave 46 EP |
|
Класс вязкости, ISO VG |
32 |
46 |
|
Вязкость при 40°C, мм2/с |
34 |
32 |
46 |
Индекс вязкости |
128 |
126 |
122 |
Плотность при 15°C, кг/м3 |
830 |
840 |
851 |
Температура вспышки (открытая чашка Кливленда), °C(°F) |
230 |
243 |
246 |
Температура застывания, °C(°F) |
-58 |
-18 |
-16 |
Общее кислотное число, конечный продукт, мгKOH/г |
<0,06 |
0,08 |
0,086 |
Антикоррозионные свойства |
Соответствует |
||
Коррозия медной пластинки |
1a |
||
Эмульсионные характеристики 40-37-3, мин. |
20 |
||
Освобождение воздуха до 0,2%, мин. |
0,4 |
1,0 |
1,3 |
Пенообразование при 24°C, мл |
10/0 |
20/0 |
|
Остаток пены после 1 мин. выдержки, мл |
0 |
||
Содержание воды, ppm |
Отсутствует |
||
Содержание цинка, ppm |
0 |
||
Стойкость к окислению (TOST 3), ч |
> 10000 |
||
Окислительная стабильность (RPVOT 4), мин. |
1500 |
1300 |
1608 |
Загрязнения, Код ISO, NAS |
20/17/14 |
-/13/10 |
|
Несущая способность, FZG |
12 |
Производство смазочных материалов, выпускаемых под брендом «Taif Lubricants» представляет собой полный технологический цикл от приема сырья с ПАО «Нижнекамскнефтехим» до разработки собственных рецептур и производства готовых товарных смазочных материалов и базовых масел IV группы (ПАОМ) по API в промышленных объемах, их фасовки и отгрузки дистрибьюторам и потребителям.
Техническими специалистами компании «ТАИФ-Смазочные материалы» и ООО «С-Техникс» была проведена серьезная работа по оценке совместимости турбинных масел согласно методике международного стандарта ASTM и рекомендациям производителей оборудования. Целью данной работы было получение лабораторных заключений о совместимости масел соответствующих одной спецификации производителя при процедуре перехода масла методом доливки (top-up) или, в случае отсутствия возможности промывки маслосистемы, полной замены масла без проведения процедуры промывки маслосистемы ГТУ. Данные меры позволяют существенно сэкономить средства компании владельца оборудования при переводе оборудования с импортного бренда турбинного масла на отечественное турбинное масло TAIF RAVE, в случае когда это необходимо.
Были проведены десятки тестов в рамках процедуры оценки совместимости импортных турбинных масел с маслом TAIF Rave. На основании полученных данных отработана схема перевода оборудования с одного бренда масла на другой с контролем критических параметров масла до процедуры перехода и после нее.
Таблица 2. Аналоги импортных масел
Используемые импортные турбинные масла | Оборудование | Аналог
TAIF |
Оценка совместимости | Соответствия требованиям производителя |
Shell Turbo T46
Mobil DTE 846 Castrol Perfecto X46 Texaco GST EP46 MOL Turbine 46K Shell Turbo S4 GX46 Total Preslia GT46
|
Siemens:
SGT-300 SGT-400 SGT-600 SGT-800 SGT5-2000E SGT5-4000F
GE/Alstom: GT13E2 |
TAIF RAVE 46EP
TAIF RAVE PAO 46
|
+ |
TLV 9013 04/05
MAT 812109 Fluid Specification report 65/0027
Alstom HTGD 90 117 V0001 X
|
Total Preslia GT32
Mobil DTE 832 Shell Turbo T32 Shell Turbo S4 GX32 ENI OTE GT32 Mobil SHC 824 (ПАО)
|
General Electric:
Frame 6 Frame 9
Solar Turbines: Titan-130 Mars-100 Taurus-60
Ansaldo Energia: AE64.3A
Kawasaki: GPB70
|
TAIF RAVE 32
TAIF RAVE PAO 32
|
+ |
GEK 101941
GEK 32568 GEK 28143
Solar Turbines ES9-224
Ansaldo Energia TGO2-0171-E00000/I
|
Опыт использования турбинного масла TAIF RAVE 46EP в газовых турбинах Siemens
Турбинное масло TAIF RAVE46EP имеет действующий допуск от компании Siemens Energy по спецификации TLV 9013 04/05 и полностью отвечает требованиям SIT AB спецификации MAT 812109 для турбин серии SGT 500-800 (г.Финспонг, Швеция). Рынок таких турбин в РФ насчитывает более 50 ед. TAIF RAVE 46EP успешно используется в газовых турбинах SGT-600 и SGT-800, где был выполнен переход с импортных масел MOL Turbine 46K и Texaco GST EP46 соответственно. Перевод оборудования на отечественное масло TAIF RAVE46EP был выполнен способом полной замены без промывки маслосистемы.
Опыт использования турбинного масла TAIF RAVE 32 в газовых турбинах General Electric
Турбинное масло TAIF RAVE32 соответствует требованиям спецификаций General Electric GEK 101941 (газовые турбины GE серии Frame 6FA), GEK 32568 (газовые турбины GE серии Frame 9). В России есть успешный опыт перехода ГТУ GE Frame 6FA с импортных масел Total Preslia GT32 на отечественное TAIF RAVE32. Общее количество газовых турбин такого типа в РФ насчитывает около 50 ед. Так же, TAIF RAVE 32 используется в системе смазки генератора BRUSHв составе газотурбинной установки LM2500+G4, заменив импортный продукт Castrol Perfecto X32.
Опыт использования турбинного масла TAIF RAVE 32 в газовых турбинах Solar Turbines
Еще один крупный игрок на рынке импортного энергетического и нефтегазоперекачивающего оборудования — это компания Solar Turbines Inc. Количество газотурбинных установок этого производителя насчитывает более 150 ед., основная часть которых используется в нефтегазовом секторе. Спецификация №ES9-224 по выбору смазочного масла для газовых турбин Solar Turbines в зависимости от условий эксплуатации предусматривает использование 4-х типов турбинного масла:
- тип 1 – синтезированные углеводороды (ПАО),
- тип 2 — минеральное нефтяное масло,
- тип 3 — Синтетическое авиационное масло по спецификации MIL-PRF-23699 ,
- тип 4 — синтетическое масло на базе фосфатных эфиров.
Наиболее распространённым турбинным маслом для использования в системе смазки газовых турбинах Titan-130, Mars-100, Taurus — 60 является турбинное минеральное масло Mobil DTE 832 (класс 2) для установок эксплуатируемых в широтах с температурным диапазоном от -3 С до +43 С. Для окружающей среды с температурным диапазоном от -48 до +46 °С используются турбинные масла Класса 1 на основе синтезированных углеводородов, такие как Mobil SHC 824. Аналогом этого масла является TAIF RAVE PAO 32.
Отличительной особенностью турбинных масел на основе ПАО является их низкотемпературные и антиокислительные свойства. Основная область применения — это компрессоры и газовые турбины с гидродинамической системой смазки в условиях низких температур. Одна из крупных нефтяных компаний сибирского региона использует газотурбинные установки Solar Turbines Titan-130 для выработки электроэнергии на ГТЭС месторождений. ГТУ установлены в контейнерном исполнении и конфигурация предусматривает размещение маслоохладителя снаружи основного блока ГТУ. Несмотря на то, что система маслоснабжения имеет независимый контур электро-подогрева смазочного масла, при экстремально низких температурах вязкость обычного минерального турбинного масла на основе 2-3 группы базового сырья сильно повышается, что усложняет или делает невозможным пуск ГТУ после простоя. В данном случае по условиями спецификации ES9-224 предусмотрено использование масла на основе синтезированных углеводородов. Заказчиком по умолчанию использовался продукт Mobil SHC 824 в системе смазки ГТУ Titan-130. После проведения технических консультаций с производителем оборудования, проведения тестов по оценке совместимости масел успешно был выполнен перевод оборудования на отечественный продукт TAIF Rave PAO 32.
Что касается центральных регионов РФ, есть успешный опыт использования масла TAIF RAVE 32 в системе смазки ГТУ Solar Turbines Taurus-60, где была проведена процедура перехода с турбинного масла ShellTurbo T32 методом полной замены без промывки.
На день публикации статьи общая наработка турбинных масел TAIF RAVEсоставляет около 25 000 часов. За все это время оборудование штатно эксплуатируется в заданных режимах работы без отклонений. Систематически проводятся контрольные испытания в соответствии с требованиями производителей оборудования, которые подтверждают успешный курс взятый на импортозамещение турбинных масел отечественным маслом TAIF RAVE.
Вы всегда можете задать интересующий вас вопрос, связавшись с федеральным дистрибьютором ТАИФ-СМ по энергетике — компанией ООО «С-Техникс» /тел. 8-(831)-42-333-49, моб. 8(929)-047-3031 или написать свой вопрос на почту mail@s-technn.ru. /stechnics.ru/.