Газотурбинные технологии 2001 №6
300.00 руб.
Описание товара
Рыбинские моторостроители — конструктору авиадвигателей П. Соловьеву
Г. Зинченко, Д. Капралов
Статья посвящена талантливому конструктору авиадвигателей Павлу Александ-ровичу Соловьеву и открытию памятника ему на Рыбинской земле.
Авиационные двигатели, созданные П. Соловьевым, способствовали авиационной мощи страны. В каждом новом двигателе реализовывалось научное или техническое открытие. Так, на первом серийном двухконтурном двигателе — Д-20П была показана перспективность двухконтурной схемы, а Ту-124 стал первым советским авиалайнером с турбовентиляторными двигателями.
Газотурбинные приводы для наземных газотурбинных комплексов, созданные на основе разработок авиационных двигателей, — это вторая жизнь надежной газотурбин-ной техники, созданной КБ Павла Соловьева.
Разработка малоэмиссионных камер сгорания для ГТУ авиационного типа
Е. Гриценко, В. Орлов, В. Павлов — ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова»
Одной из основных проблем, возникающих при создании газотурбинных установок промышленного применения, является проблема снижения эмиссии вредных веществ (NОx, CO и CH). В статье представлена эволюция камер сгорания (КС) семейства дви-гателей «НК», подробно описана разработка двухзонных и камер сгорания с выносны-ми жаровыми трубами, а также этапы усовершенствования процессов диффузного го-рения с целью понижения уровня вредных выбросов до 50 мг/нм3, способы повышения устойчивости и полноты горения.
Агрегат ГПА-16 «Урал»
М. Соколовский, В. Мельничук, Г. Кислицын — ОАО НПО «Искра»
С. Тихонов — ОАО «Авиадвигатель»
Ю. Гонтарь — ОАО «Компрессорный комплекс»
В. Чичелов, А. Ермолаев, А. Мостовой — ООО «Пермтрансгаз»
На компрессорной станции «Горнозаводская» ООО «Пермтрансгаз» закончились межведомственные испытания газоперекачивающего агрегата ГПА-16 «Урал». Он создан на базе авиационного двигателя ПС-90А в соответствии с программой сотрудниче-ства ОАО «Газпром» и предприятий г. Перми. Номинальная мощность агрегата 16 МВт, кпд — 36,2%.
Данный проект открыл новые перспективы реализации заложенных в нем конст-руктивных особенностей. Так, в условиях эксплуатации стало возможным производить ремонт различного уровня, включая замену основных узлов.
Анализ экономической эффективности конвертированных авиационных и судовых ГТУ в классе мощности 16 МВт
Э. Загоринский, Н. Мельситдинова — ООО «НИИгазэкономика»
В ООО «НИИгазэкономика» разработан проект методики определения стоимости жизненного цикла (СЖЦ), целью которой является комплексная оценка эффективности использования оборудования за весь назначенный ресурс. Используя систему управления затратами, основанную на методике определения СЖЦ, можно управлять стоимостью оборудования уже на стадии проектирования. В статье приведены данные СЖЦ конвертированных газотурбинных авиационных и судовых приводов мощностью 16…18 МВт с учетом дисконта и НДС.
Концепция технической поддержки газовых турбин ALSTOM
А. Гущин, А. Дудко — Alstom, Россия
Alstom Power UK Ltd обеспечивает техническую поддержку установленного парка энергетического оборудования фирмы. Основным направлением работы сервисной службы компании является профилактическое и корректирующее обслуживание.
Накопленный опыт и квалифицированный персонал позволяют делать эту работу профессионально.
Мониторинг газоперекачивающих агрегатов по интегральным показателям
В. Гаврилов — ООО «Югтрансгаз»
Б. Брзожовский, В. Мартынов — СГТУ
Эксплуатация ГПА может осуществляться двумя способами: при регулярном тех-ническом обслуживании (эксплуатация по выработанному ресурсу) и при обслуживании в зависимости от фактического состояния агрегата (эксплуатация по состоянию). При эксплуатации по второму варианту производится замер наиболее важных параметров, которые дают более полное представление о состоянии агрегата. Одним из основных параметров состояния является уровень вибрации. Аналитический метод, который но-сит название «статистика Херста», позволяет получать наиболее полную информацию о работе ГПА.
Представленных в статье материалы исследований в области вибродиагностики легли в основу разработки программного обеспечения автоматической системы мони-торинга состояния ГПА.
Резервы повышения эффективности ГТУ для транспорта газа
Б. Ревзин — Уральский государственный технический университет
На отечественных газопроводах в течение почти полувека эксплуатируются тысячи перекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом. Многие из них требуют об-новления и замены. Автор представляет анализ развития газотурбинных приводов по основным параметрам (кпд, экономичность и др.), останавливается на проблемах се-годняшнего дня и определяет задачи для развития газотурбинной техники на будущее.
Применение газотурбинных двигателей малой мощности в энергетике
А. Губич — ИПП «Энергия»
В статье рассматриваются преимущества и недостатки газотурбинных двигателей малой мощности в сравнении с поршневыми двигателями и с дизелями.
Сфера применения газотурбинных двигателей малой мощности (до 1 МВт) доста-точно разнообразна. Они используются в качестве приводов для получения электриче-ской и тепловой энергии, турбостартеров для больших газотурбинных двигателей, а также в технологических процессах на нефтяных и газовых месторождениях.
В таблице приведены сравнительные характеристики газотурбогенераторов ГТК-100К и ГТГ-1000М, разработанных в КБ «Энергия».
Обработка профилей зубчатых зацеплений ГТД энергетических установок
А. Крупнов, А. Рогов, Ю. Чарковский — ОАО «НПО «Сатурн»
Зубчатые колеса с внутренним зубом планетарного редуктора и шлицевые рессо-ры газотурбинных двигателей энергетических установок отличаются большими разме-рами. Это исключает возможность их изготовления на зубошлифовальном оборудова-нии, применяемом в авиационном двигателестроении.
Изготовление венцов внутреннего зацепления и модифицированного профиля зу-ба рессор возможно только методом копирования, при котором должны быть выдержа-ны малые допуски.
В статье приведены необходимые условия, предъявляемые к оборудованию, опи-саны широкие возможности модернизированного машинообрабатывающего центра ти-па «Горизон 3» для высокоточного шлифования профилей зубьев.
Газотурбинный привод ГТП Д-336-2Т нагнетателя природного газа в России
М. Асадуллин — ООО «Баштрансгаз»
С. Павлинич — ЗАО «Уфа-АвиаГаз»
С. Перепелица — ОАО «УМПО»
В июле 2001 года на Канчуринской станции подземного хранения газа ООО «Баш-трансгаз» прошли межведомственные испытания газотурбинного приводного двигателя Д-336-2Т. Он установлен на газоперекачивающем агрегате ГПА-Ц-6,3В взамен двига-теля НК-12СТ.
Поставщиком двигателей семейства Д-336 для «Газпрома» выступает дочернее предприятие УМПО — ЗАО «Уфа-АвиаГаз». Привод разработан Запорожским МКБ «Прогресс» на базе авиационного вертолетного двигателя Д-136.
В статье подробно рассмотрены технические и эксплуатационные характеристики двигателя нового поколения Д-336-2Т.
Председатель межведомственной приемной комиссии А.З. Шайхутдинов подтвер-дил, что полученные результаты испытаний соответствуют требованиям Газпрома.
Результаты испытаний и доводки ГПА-16 «Волга» на КС-22 Помары
В. Братишко, Я. Гузельбаев, А. Ржеутский, А. Сафиуллин — ЗАО «НИИтурбо компрессор им. В.Б. Шнеппа»
В. Колесников, А. Павлов, М. Хабибуллин — ОАО «КМПО»
А. Руквишников, И. Хисамеев — ОАО «Казанькомпрессормаш»
А. Мущинкин, А. Проскуряков — ООО «Волготрансгаз»
Агрегат ГПА-16 «Волга» установлен в цехе «Прогресс» КС-22 Помары (ООО «Вол-готрансгаз») и находится в опытно-промышленной эксплуатации. В июне 2001 года прошли его рабочие испытания. Они проводились по 25 программам. В статье подроб-но изложены этапы проведения испытаний, технологической ревизии и других иссле-дований. Проведена также проверка работоспособности магнитного подвеса ротора нагнетателя. По полученным результатам агрегат ГПА-16 рекомендован к приемочным испытаниям.
Системы очистки топлива на основе центробежных сепараторов
И. Кутузов — ОАО «Альфа Лаваль Поток»
Существуют различные виды жидкого топлива, пригодные для сжигания в совре-менных энергетических газовых турбинах. К ним относятся дистилляты, сырое топливо (нефть) и тяжелые топлива (мазуты). Для предотвращения высокотемпературной кор-розии газовой турбины и обеспечения ее надежной работы топливо должно иметь оп-ределенную чистоту.
В статье приводится процесс эффективной очистки топлива, при котором отделе-ние воды, твердых частиц и химических компонентов, растворенных в топливе, проис-ходит за счет сепарирования и проведения химической реакции.
Влияние эксплуатационных факторов на характеристики турбокомпрессорных установок для нефтяной промышленности
Ю. Бухолдин, В. Довженко, В. Парафейник — ОАО «Сумское НПО им. М.В. Фрунзе»
С. Ванеев — Сумский государственный университет
Конструктивные и технологические особенности компрессорных установок (КУ) производства ОАО «Сумское НПО им. М.В. Фрунзе» обусловили создание компрессор-ного оборудования для нефтяной промышленности. В основу метода положена мате-матическая модель КУ с центробежным многокорпусным компрессором и газотурбин-ным приводом.
В статье приведены методы расчетов характеристик. Создана новая методология создания математической модели проектирования КУ в широком диапазоне изменения эксплуатационных параметров. На ее основе спроектирована установка для Анастась-евского месторождения нефти на Украине, а также установки, работающие в составе станций газлифта нефти и транспорта попутного нефтяного газа в Западной Сибири и Туркменистане.