Газотурбинные технологии 2012 №10
670.00 руб.
Описание товара
Южный поток
14 ноября 2012 г. в Милане (Италия) состоялось заседание Совета директоров компании South Stream Transport, на котором было принято окончательное инвестиционное решение по строительству морской части «Южного потока». Члены Совета директоров, в число которых входят представители ОАО «Газпром», ENI, EDF и BASF SE, обсудили ключевые вопросы реализации проекта. Было отмечено, что проект строительства морского участка газопровода «Южный поток» будет осуществляться в соответствии со сроками и на условиях, утвержденных Советом директоров компании в начале текущего года. В связи с этим редакция журнала «Газотурбинные технологии» попросила вице-президента по продажам ЗАО «РЭП Холдинг» Сергея Никищенкова прокомментировать ход реализации контракта на поставку оборудования для ключевого объекта морского участка газопровода – компрессорной станции «Русская», которая будет построена в Анапском районе Краснодарского края и станет самой мощной в мире. 25 апреля 2012 года между ЗАО «РЭП Холдинг» и ООО «Газпром комплектация» был подписан договор на поставку 14 газоперекачивающих агрегатов «Ладога-32» для КС «Русская».
Анализ рынка газоперекачивающего оборудования. Основные требования к конкурентоспособным ГПА
А.Н. Колбин — ООО «Искра-Турбогаз»
С.В. Злобин — ОАО НПО «Искра»
Современные технологии, добычи, транспортировки и хранения природного и нефтяного попутного газа предопределяют необходимость широкого использования газоперекачивающих агрегатов в трубопроводном транспорте. Анализ установленных сегментов рынка ГПА по Российской Федерации проводится ООО «Искра-Турбогаз» с использованием исходных данных, публикуемых в итоговых отчетах за текущий год крупных производителей природного и попутного нефтяного газа (ОАО «Газпром», «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР, «Роснефть», «НОВАТЭК»), а по странам СНГ и дальнего зарубежья с использованием исходных данных, публикуемых в открытых специализированных изданиях, а также информации, получаемой в результате деловых поездок и участия в совещаниях, конференциях, выставках.
О назначении и выработке гарантийных сроков приводных ГТД авиационного и судового типов, применяемых в ГПА ОАО «Газпром»
Н.А. Калинин, В.Ф. Бандалетов, А.О. Подлозный, Г.Д. Щербаков — ОАО «Оргэнергогаз»
Порядок установления и исчисления гарантийных сроков технических устройств, эксплуатируемых на территории Советского Союза, а затем Российской Федерации, определялся требованиями ГОСТ 22352-77 «Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях». ГОСТ 22352-77 не действует на территории РФ с 01.07.1997 г. и утратил силу без замены. Однако безусловная важность обозначенных вопросов требует их постоянного обсуждения с целью научно обоснованного нормирования отечественными предприятиями, разрабатывающими и производящими продукцию для ОАО «Газпром», гарантийного срока хранения, гарантийного срока эксплуатации и гарантийной наработки технических устройств, в частности, приводных газотурбинных двигателей (ГТД) авиационного и судового типов, применяемых в качестве привода центробежных компрессоров газоперекачивающих агрегатов ОАО «Газпром».
Свойство керамических жаростойких покрытий лопаток турбин ГТД
В.Е Ведь, Н.И. Гусева — Национальный технический университет ХПИ, Харьков, Украина
Ю.А. Гусев, К. Кахраи — Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», Харьков, Украина
Показаны преимущества применения материалов на основе фосфатных связующих перед другими типами керамических высокотемпературных материалов, разрабатываемых для защиты элементов ГТД от воздействия высокотемпературного, химически агрессивного газового пока. Рассматривается применение керамических материалов фосфатного твердения в качестве изолятора – подложки высокотемпературных тензорезисторов, применяемых при исследовании вибронапряженного состояния лопаток турбин ГТД. Приведен состав высокотемпературного покрытия, технология его нанесения и режим тепловой обработки. Рассматривается явление увеличения прочности покрытия, содержащего стеклофазу, которое объясняется скруглением кончика трещин в связи с вязким течением силикатной стеклофазы. Около температуры образования пика прочности покрытия пластическое течение размягченной стеклофазы приводит к «туплению» трещин. Приведены экспериментальные зависимости, подтверждающее это явление. Приведен экспериментальный метод определения температурной зависимости модуля упругости покрытия.
Влияние угла установки лопаток входного направляющего аппарата компрессора на характеристики газотурбинного двигателя
Л.Г. Бойко, Е.Л. Карпенко — Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ», Харьков, Украина
Разработано достаточно большое количество математических моделей газотурбинных двигателей (ГТД), описывающих происходящие в них газотермодинамические процессы с различным уровнем детализации. Они с успехом используются на этапах проектирования, доводки, модернизации, а также при проведении испытаний и в процессе эксплуатации двигателя. Разработчиками математических моделей ГТД являются известные организации, специализирующиеся в области авиадвигателестроения: Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И Баранова, Казанский государственный технический университет (КАИ) им. А.Н. Туполева, Уфимский государственный авиационный технический университет, ГП «Ивченко-Прогресс» и др. [1–5].
Пределы эффективности мембранных и центробежных очистителей в условиях эксплуатации маслосистем АЭС и ТЕС
А.Г. Никитин – Национальная Академия наук, Институт геохимии и охраны окружающей среды (Украина)
Ранее в работах [7, 8] нами было показано, что турбинные масла ГТУ, как правило, содержат большое количество опасных загрязнений, вызывающих повышенный износ оборудования, полные или частичные отказы систем регулирования ГТУ, ускорение старения масел. Системы смазки газотурбинного оборудования для предотвращения загрязнения оснащены большим количеством фильтров и очистителей. Как правило, стандартная маслосистема содержит до шестнадцати последовательно установленных фильтров с пористыми фильтр-элементами. Кроме того, в системах ГТУ используются и центробежные очистители.
Концепция развития теплоснабжения в Российской Федерации на основе когенерации и распределенной энергетики
Как мы уже писали в прошлом номере, 29 ноября 2012 года в Москве прошла вторая Всероссийская конференция «Развитие малой распределенной энергетики в России», где был представлен соответствующий проект. Журнал «Газотурбинные технологии» предлагает вашему вниманию выдержки из данного проекта для возможного анализа и обмена мнениями.
80 лет Гургену Гургеновичу Ольховскому
Гурген Гургенович Ольховский родился 1 февраля 1933 г. в Харькове. В марте 1956 года после окончания Московского энергетического института по специальности «Турбиностроение» начал свою трудовую деятельность во Всесоюзном теплотехническом научно-исследовательском институте (ВТИ) в должности инженера. За короткое время Гурген Гургенович вошел в число ведущих специалистов института и уже в 1964 году защитил кандидатскую, а в 1979 году — докторскую диссертацию. С 1985 года в течение 25 лет был директором ВТИ. С октября 2010 года — президент ОАО «ВТИ».
Газотурбинный струйный двигатель
А.В. Локотко — Институт теоретической и прикладной механикиСО РАН им. С.А. Христиановича, Новосибирск
Предложена концепция газотурбинного струйного двигателя. Цель разработки – повышение термического кпд двигателя за счет увеличения температуры рабочего тела. Двигатель представляет собой устройство типа сегнерова колеса с вращающейся камерой сгорания и тангенциально установленными соплами. Вращающий момент создается за счет силы реакции струй, истекающих из сопел. Полное расширение рабочего тела происходит в системе роторов, установленных коаксиально с камерой сгорания и также оснащенных реактивными соплами. Охлаждение камеры сгорания и сопел камеры осуществляется жидкометаллическим теплоносителем, циркуляция которого обеспечивается за счет центробежных сил в сочетании с термосифонным эффектом. Расчетные оценки показывают, что при температуре рабочего тела, соответствующей температуре горения стехиометрической смеси углеводородного топлива с воздухом, термический кпд на расчетном режиме равен 0,46, удельный расход топлива 0,258 кг/кВт•ч, что сопоставимо с соответствующими показателями для поршневых двигателей. Устройство защищено патентом РФ на изобретение и патентом Германии на полезную модель.